
Адмирал, прославившийся во время героической обороны Севастополя, появился на свет 23 июня 1802 г. в селе Городок Смоленской губернии. Его отец был отставным майором и, после того как Павел получил начальное образование, отдал его в Морской шляхетский корпус. Мальчик поступил туда в 1815 г., а спустя три года, сдав экзамен, стал мичманом и был зачислен во Второй флотский экипаж. В июне 1822 г. Нахимов отправился в свое первое кругосветное плавание. Его возглавлял прославленный русский адмирал Лазарев, которого впоследствии Нахимов не раз называл своим учителем. В этом походе, длившемся более трех лет, Павел Степанович получил чин лейтенанта и свою первую награду — орден Святого Владимира IV степени.
В 1827 г. молодой офицер был назначен в эскадру на Средиземное море, где ему предстояло участвовать в кампании против турок. Соединившись с союзными французским и британским флотами, русские двинулись к Наваринской бухте, намереваясь вступить с противником в сражение. Это было весьма рискованное предприятие, поскольку турецко-египетский флот имел около 2300 кораблей, а союзники всего 1300. Наваринское сражение началось 8 октября 1827 г. Союзные флоты одержали убедительную победу, а Нахимов сумел отличиться, командуя носовыми орудиями одного из кораблей. Благодаря его находчивости быстро были потушены пожары, вспыхнувшие на судне. Нахимов был удостоен сразу трех орденов: русского — Георгия, английского — Бани и французского — Спасителя. Кроме этого, его произвели в капитан-лейтенанты и назначили капитаном корвета. Командуя этим кораблем, он участвовал еще в нескольких операциях против турок, а потом стал командиром фрегата «Паллада». Вначале служил на Балтике, а в 1834 г. был переведен на Черное море. Корабль «Силистрия», которым он командовал, не раз участвовал в опасных походах, перебрасывая русские войска к кавказским берегам. В этих походах Павел Нахимов набирался опыта, совершенствовал морские навыки, и вскоре Лазарев доверил ему целое соединение кораблей. В 1845 г. Нахимов был произведен в контр-адмиралы. Но слава его была еще впереди.
Сменив несколько должностей, Павел Степанович в 1852 г. получил пост командующего 5-й флотской дивизией и был произведен в вице-адмиралы. В это время стали обостряться отношения между Англией, Францией, Австрией, Турцией и Россией. Суть спора сводилась к одному: кто будет контролировать Палестину и Святой город Иерусалим — католическая или православная церковь? Долгие переговоры в итоге вылились в Крымскую войну. Россия с технической точки зрения была не готова к ней. В русской армии практически не было нарезного оружия, а гладкоствольные ружья били всего на 300 шагов. Флот также находился не в лучшем состоянии. В то время англичане и французы уже давно использовали пароходы с гребным винтом, у нас же на вооружении находились в основном парусные суда и медлительные пароходы с гребными колесами. В первый же месяц войны адмирал Нахимов получил приказ атаковать Синопскую бухту, где укрылись турецкие корабли. Когда русские корабли блокировали бухту, турки даже не обеспокоились, поскольку в те времена считалось, что только сумасшедший может напасть на суда, надежно прикрытые мощными береговыми батареями. Но Нахимов так не считал.
Он дождался подкреплений и, располагая 720 пушками против 520 турецких, отдал приказ атаковать. Сражение началось 18 ноября 1853 г. Несмотря на ураганный огонь береговых батарей и турецких кораблей, русская эскадра двумя колоннами ворвалась в бухту и, встав бортами, открыла ответный огонь. Таким образом все береговые батареи были уничтожены. Кроме того, были потоплены 15 кораблей противника. За это сражение Нахимов был удостоен ордена Святого Георгия II степени. Одновременно с этой победой русские войска и на суше действовали успешно, разгромив турецкую армию и практически полностью подчинив себе Турцию. Но здесь вмешались Англия и Франция. Не желая, чтобы Россия праздновала победу и получила безраздельное господство на Балканах, они выступили против нее на стороне Турции. В марте 1854 г. англо-французский флот вошел в Черное море. Одновременно Австрия потребовала вывода русских войск с территории Дунайских княжеств. 5—7 сентября 1854 г. англо-французский десант высадился под Евпаторией. Уже 8 сентября произошло сражение при речке Альме, в котором русские войска потерпели поражение. Им пришлось отойти от Севастополя к Бахчисараю.
Город находился в окружении, а командовать обороной стали адмиралы Корнилов и Нахимов. Они приняли решение затопить корабли Черноморского флота в Севастопольской бухте, чтобы не дать возможности эскадре противника подойти вплотную к городу. Пушки и экипажи кораблей перевели на берег, усилив таким образом оборону города. Оставшиеся корабли, в основном пароходы, Нахимов расположил так, чтобы они могли поддержать защитников города огнем. В конце сентября союзные войска начали осаду города. 5 октября они начали систематические обстрелы его укреплений. Нахимов прекрасно понимал, в каком отчаянном положении находится Севастополь, поэтому личным примером пытался поднять боевой дух обороняющихся. Адмирал намеренно ходил по позициям в очень приметном для вражеских стрелков черном морском сюртуке с блестящими эполетами. Никогда не пригибался, если рядом разрывался снаряд, и игнорировал пули, свистевшие над его головой. Он был дважды ранен, но не изменил своим привычкам. Заботясь о солдатах и матросах, давал личные деньги на поддержание семей погибших, требовал, чтобы командиры прятали людей во время обстрелов, дабы избежать лишних потерь, и отдал собственную квартиру под лазарет для раненых. Во время одного из обстрелов был убит командующий обороной адмирал Корнилов, и Нахимов возглавил оборону один. 13 января 1855 г. его произвели в полные адмиралы и наградили орденом Белого Орла.
Союзники отчаянно пытались взять Малахов курган, который являлся ключевой позицией обороны Севастополя. Для обороны кургана возвели специальное укрепление — Камчатский люнет. Из-за него в мае 1855 г. разгорелись ожесточенные бои. Неприятель на короткое время сумел овладеть люнетом, но Нахимов лично повел солдат и матросов в атаку и выбил его оттуда. Хотя враги понесли огромные потери, защитникам все же пришлось оставить полностью разрушенное и непригодное к обороне укрепление. Все понимали, что Севастополь придется сдать. Это осознавал и адмирал, но спокойным голосом повторял: «Нам отсюда уходить нельзя! Я уже выбрал себе могилу, моя могила — здесь!» Кроме того, он говорил, что, если даже Севастополь падет, он с верными ему матросами будет держаться на Малаховом кургане еще целый месяц, пока их всех не перебьют. Защитники города во главе с Нахимовым отбили яростный штурм союзных войск 6 июня 1855 г. За это император Александр II назначил адмиралу ежегодную денежную выдачу. Нахимов, не раздумывая, раздал эти деньги семьям погибших матросов. Еще он добился, чтобы каждый месяц службы в Севастополе засчитывался за год. Это было очень важно для людей, поскольку тогда срок службы составлял 25 лет.
28 июня 1855 г. адмирал прибыл к бастионной церкви, откуда начал осматривать французские позиции. Ему не раз предлагали уйти в укрытие, но он не соглашался. Нахимов обратил внимание на то, с какой меткостью ведет огонь противник. В следующую секунду вражеская пуля пробила ему голову. Он пробыл без сознания двое суток, после чего скончался. Адмирала Нахимова хоронил весь Севастополь. На гроб были положены два адмиральских флага, а также флаг с корабля, на котором он находился во время Синопского сражения. Его похоронили в соборе Святого Владимира, рядом с его учителем адмиралом Лазаревым и товарищами по оружию Корниловым и Истоминым. Неприятель в этот день не сделал ни единого выстрела, на некоторых его кораблях даже приспустили флаги и скрестили реи — в знак уважения к доблестному моряку и адмиралу.
В начале XX в. в Севастополе Нахимову был установлен памятник. В 1944 г. в его честь учрежден орден.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.