18 сентября 2009 г.

Степан Осипович Макаров

Оба его деда — и по материнской, и по от­цовской линии — были солдатами. Военная служба в этой семье высоко чтилась, поэтому нет ничего удивительного, что Степан, по­явившийся на свет 27 декабря 1848 г., пошел по стопам своих предков.

Его отец служил в Сибирской военной флотилии, а семья жила в Николаевске-на-Амуре. Здесь в десятилетнем возрасте будущий флотоводец поступил в мор­ское училище. Среди учащихся он выделялся незаурядным умом и стремлением к знаниям.
Еще подростком ему довелось не раз участво­вать в плаваниях на боевых кораблях и бы­вать в разных странах. Окончив училище в звании гардемарина, он совершил еще не- сколько плаваний на разных кораблях. В июле 1867 г., имея уже богатый морской опыт, получил назна­чение в Первый флот­ский экипаж Балтий­ского флота. Служил на корвете «Дмитрий Донской», и тогда же появились его пер­вые статьи в «Морском сборнике».
В мае 1869 г. по­сле обучения в Морском корпусе он был произ­веден в мичманы, а уже через год предложил адмиралу Попову свой проект специального пластыря для заделки пробоин в корпусе ко­рабля. После долгих дискуссий проект Мака­рова был одобрен и рекомендован для внедре­ния на боевых кораблях. Особенно его оценил адмирал Бутаков, который впоследствии до­бился, чтобы молодому офицеру присвоили звание лейтенанта. С 1872 г. Макаров активно осваивал кораблестроительное дело и участво­вал в проектировании парового флота, а в де­кабре 1873 г. представил изобретенный им пластырь на Всемирной выставке в Вене. Ког­да в 1877 г. началась русско-турецкая война, он служил на пароходе «Великий князь Кон­стантин». Именно здесь ему довелось опробо­вать свое новое изобретение — «минные катера». 28 мая 1877 г. минной атакой катеров был выведен из строя турецкий корвет. За этот рейд Макаров получил высокую награду — ор­ден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. Продолжая боевые действия непода­леку от Константинополя, минные катера Ма­карова потопили четыре парусных корабля и повредили броненосец «Шевлет». За доблесть и отвагу Степана Осиповича произвели в капи­тан-лейтенанты и наградили орденом Святого Георгия IV степени.
Макаров также считается одним из пер­вых, кто стал использовать самодвижущиеся мины — торпеды. Их применили в районе Батума, в результате чего были потоплены ту­рецкий пароход и броненосец. Именно за эти успехи командование присвоило ему внеоче­редное звание капитана второго ранга, а после окончания войны его перевели в гвардейский экипаж. Макаров стал флигель-адъютантом и был награжден орденом Святого Станислава I степени.
В 1880 г. судьба свела Степана Осиповича с талантливым русским генералом Михаи­лом Дмитриевичем Скобелевым, который предложил ему участвовать в походе в Ахал­текинский оазис. Здесь, командуя морскими силами, флотоводец также сумел отличить­ся. В Босфорском проливе он, используя прибор собственного изобретения, изучал морские течения. В 1885 г., будучи уже ка­питаном первого ранга, Макаров сделал свой знаменитый доклад «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». Российская акаде­мия наук по достоинству оценила его науч­ные изыскания.
В 1886 г. моряк и ученый на корвете «Ви­тязь» отправился в кругосветное плавание, во время которого собрал ценнейшие сведения о скорости и направлениях ветров и морских течений. Кстати, именно он обнаружил зато­нувший знаменитый фрегат «Паллада». В 1890 г. Макаров стал контр-адмиралом. А вскоре вышел его фундаментальный гидроло­гический труд, за который Русским гидрогра­фическим обществом он был награжден золо­той медалью. Заслугой Макарова является внедрение бездымного пороха, разработка бронированных щитков на корабельных ору­диях, за которыми артиллеристы могли укрываться от осколков снарядов, а также изоб­ретение специального наконечника для сна­рядов, который пробивал самую крепкую бро­ню. Все эти нововведения были немедленно приняты на всех флотах Европы, а в России их игнорировали. Но Макаров упорно продол­жал работать. Именно он содействовал изоб­ретателю радио Попову, а, в свою очередь, ве­ликий ученый Дмитрий Менделеев помог ему в продвижении идеи создания отечественного ледокольного флота. В результате его разра­боток был построен ледокол «Ермак», кото­рый в 1899 г. вывел из ледового плена один­надцать кораблей. Макаров мечтал даже на ледоколе достигнуть Северного полюса. В марте 1901 г. он попытался совершить это, но, к сожалению, неудачно.
Еще задолго до начала русско-японской войны 1904—1905 гг. Макаров предлагал уси­лить артиллерию крепости Порт-Артур. Но к его мнению не прислушались. Когда разрази­лась война, адмирал был назначен командую­щим Тихоокеанским флотом. В феврале он прибыл в Порт-Артур, что вдохновило защит­ников города. Он развернул активную работу по укреплению крепости и флота. Адмирал готовился к решительным действиям. 31 мая 1904 г. он на флагманском броненосце «Пет­ропавловск» во главе эскадры вышел в море. Но случилось непоправимое — броненосец по­дорвался на японской мине и стремительно затонул...
Удалось спасти всего 60 человек, среди ко­торых адмирала не оказалось. Так не стало ве­ликого русского ученого и флотоводца Степа­на Осиповича Макарова. Однако то, что он сде­лал для российского флота, неоценимо и ни­когда не будет забыто потомками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.