Оба его деда — и по материнской, и по отцовской линии — были солдатами. Военная служба в этой семье высоко чтилась, поэтому нет ничего удивительного, что Степан, появившийся на свет 27 декабря 1848 г., пошел по стопам своих предков.

Его отец служил в Сибирской военной флотилии, а семья жила в Николаевске-на-Амуре. Здесь в десятилетнем возрасте будущий флотоводец поступил в морское училище. Среди учащихся он выделялся незаурядным умом и стремлением к знаниям.
Еще подростком ему довелось не раз участвовать в плаваниях на боевых кораблях и бывать в разных странах. Окончив училище в звании гардемарина, он совершил еще не- сколько плаваний на разных кораблях. В июле 1867 г., имея уже богатый морской опыт, получил назначение в Первый флотский экипаж Балтийского флота. Служил на корвете «Дмитрий Донской», и тогда же появились его первые статьи в «Морском сборнике». В мае 1869 г. после обучения в Морском корпусе он был произведен в мичманы, а уже через год предложил адмиралу Попову свой проект специального пластыря для заделки пробоин в корпусе корабля. После долгих дискуссий проект Макарова был одобрен и рекомендован для внедрения на боевых кораблях. Особенно его оценил адмирал Бутаков, который впоследствии добился, чтобы молодому офицеру присвоили звание лейтенанта. С 1872 г. Макаров активно осваивал кораблестроительное дело и участвовал в проектировании парового флота, а в декабре 1873 г. представил изобретенный им пластырь на Всемирной выставке в Вене. Когда в 1877 г. началась русско-турецкая война, он служил на пароходе «Великий князь Константин». Именно здесь ему довелось опробовать свое новое изобретение — «минные катера». 28 мая 1877 г. минной атакой катеров был выведен из строя турецкий корвет. За этот рейд Макаров получил высокую награду — орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. Продолжая боевые действия неподалеку от Константинополя, минные катера Макарова потопили четыре парусных корабля и повредили броненосец «Шевлет». За доблесть и отвагу Степана Осиповича произвели в капитан-лейтенанты и наградили орденом Святого Георгия IV степени.
Макаров также считается одним из первых, кто стал использовать самодвижущиеся мины — торпеды. Их применили в районе Батума, в результате чего были потоплены турецкий пароход и броненосец. Именно за эти успехи командование присвоило ему внеочередное звание капитана второго ранга, а после окончания войны его перевели в гвардейский экипаж. Макаров стал флигель-адъютантом и был награжден орденом Святого Станислава I степени.
В 1880 г. судьба свела Степана Осиповича с талантливым русским генералом Михаилом Дмитриевичем Скобелевым, который предложил ему участвовать в походе в Ахалтекинский оазис. Здесь, командуя морскими силами, флотоводец также сумел отличиться. В Босфорском проливе он, используя прибор собственного изобретения, изучал морские течения. В 1885 г., будучи уже капитаном первого ранга, Макаров сделал свой знаменитый доклад «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». Российская академия наук по достоинству оценила его научные изыскания.
В 1886 г. моряк и ученый на корвете «Витязь» отправился в кругосветное плавание, во время которого собрал ценнейшие сведения о скорости и направлениях ветров и морских течений. Кстати, именно он обнаружил затонувший знаменитый фрегат «Паллада». В 1890 г. Макаров стал контр-адмиралом. А вскоре вышел его фундаментальный гидрологический труд, за который Русским гидрографическим обществом он был награжден золотой медалью. Заслугой Макарова является внедрение бездымного пороха, разработка бронированных щитков на корабельных орудиях, за которыми артиллеристы могли укрываться от осколков снарядов, а также изобретение специального наконечника для снарядов, который пробивал самую крепкую броню. Все эти нововведения были немедленно приняты на всех флотах Европы, а в России их игнорировали. Но Макаров упорно продолжал работать. Именно он содействовал изобретателю радио Попову, а, в свою очередь, великий ученый Дмитрий Менделеев помог ему в продвижении идеи создания отечественного ледокольного флота. В результате его разработок был построен ледокол «Ермак», который в 1899 г. вывел из ледового плена одиннадцать кораблей. Макаров мечтал даже на ледоколе достигнуть Северного полюса. В марте 1901 г. он попытался совершить это, но, к сожалению, неудачно.
Еще задолго до начала русско-японской войны 1904—1905 гг. Макаров предлагал усилить артиллерию крепости Порт-Артур. Но к его мнению не прислушались. Когда разразилась война, адмирал был назначен командующим Тихоокеанским флотом. В феврале он прибыл в Порт-Артур, что вдохновило защитников города. Он развернул активную работу по укреплению крепости и флота. Адмирал готовился к решительным действиям. 31 мая 1904 г. он на флагманском броненосце «Петропавловск» во главе эскадры вышел в море. Но случилось непоправимое — броненосец подорвался на японской мине и стремительно затонул...
Удалось спасти всего 60 человек, среди которых адмирала не оказалось. Так не стало великого русского ученого и флотоводца Степана Осиповича Макарова. Однако то, что он сделал для российского флота, неоценимо и никогда не будет забыто потомками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.