18 сентября 2009 г.

Пётр Иванович Багратион

Будущий герой Отечественной войны 1812 г. родился на Северном Кавказе в городе Кизляре. Петр происходил из старинного грузин­ского княжеского рода, все мужчины которого служили в русской армии. Так что с самого детства у Багратиона не возникало вопроса, кем стать.



На военную службу он поступил в 1782 г. в звании сержанта мушкетерского пол­ка. Боевое крещение получил на Кавказе в сра­жениях с горцами, но первой большой войной для него стала русско-турецкая 1787—1791 гг. После этого он сражался в Польше, и Суворов отметил его способности, пророча ему большое будущее. Если полководческая звезда Суворо­ва была уже в зените, то звезда Багратиона только-только начала восходить.

Его талант, ум и решительность особенно проявились во время Итальянского и Швейцарского походов в 1799 г. Служа под началом Суворова, Багратион, уже в то время генерал-майор, командо­вал авангардом союзной армии. Его солдаты первыми вступали в бой, потому что ими командовал человек отчаянной храбрости. Багратион проявил себя в сражениях на реках Адда и Треббия, а также у города Нови. В Швейцар­ском походе именно авангард молодого генера­ла с боем проложил путь русской армии через перевал Сен-Готард. А1 октября 1799 г. он разгромил отряд французов при Нефельсе, чем обеспечил проход русских к долине Рейна.

В 1805 г. Багратион начал служить под ко­мандованием Кутузова и участвовал в нескольких боевых операциях. В битве при Холлабрунне ему выпало прикрывать отход русских войск. Имея всего 7 тысяч воинов, он противостоял 40-тысячному корпусу марша­ла Мюрата. Багратион блестяще выполнил возложенную на него задачу, дав возмож­ность русским войскам отойти на безопасное расстояние. Конница Мюрата оказалась бес­сильной против русской пехоты. Именно по­сле этого французы начали говорить о Багра­тионе как об очень опасном противнике. Эту репутацию он подтвердил во время «Битвы трех императоров» — сражения под Аустер­лицем. Им фактически командовал Алек­сандр I, впоследствии обвинивший в проигры­ше Кутузова. Знаменитый полководец преду­преждал императора: шансов выиграть сра­жение, даже превосходя по численности ар­мию Наполеона, практически нет. Багратион проявил себя в битве великолепно, вероятно, поэтому в русско-прусско-французской войне 1806—1807 гг. он уже командовал арьергар­дом союзной армии. В арьергард части, при­крывающие отход армии, — ставят только са­мых крепких и надежных. Багратион был именно таким и доказал это в феврале 1807 г., когда русские войска отступали к Прейсиш-Эйлау. Бой продолжался с раннего утра до по­зднего вечера, но французы так и не смогли прорвать оборону войск Багратиона, и рус­ская армия отступила без больших потерь. За это сражение генерал-лейтенант был награж­ден шпагой, украшенной алмазами.

В русско-шведской войне 1808—1809 гг. Багратион командовал знаменитой Аландской экспедицией: русские войска перешли по льду Ботнического залива, захватили Аландские острова и оказались у берегов Швеции. Шведы были потрясены происходящим и заключили мир с Россией. Багратион успел побывать и на русско-турецкой войне 1806—1812 гг. В тече­ние двух лет он был главнокомандующим Молдавской армией. Его войска взяли целый ряд турецких крепостей и разгромили турец­кую армию под Татарицей. Правда, вскоре ему пришлось оставить пост главнокомандующего из-за собственной вспыльчивости: некие высо­кие лица из Санкт-Петербурга выразили ему недовольство в связи с большими потерями ло­шадей в его армии, а горячий кавказец послал их ко всем чертям.

В августе 1811 г. Багратиона назначили командующим Подольской армией, которая уже через год была переименована во 2-ю За­падную армию. В этой армии было 40 тысяч человек и 180 орудий. Вместе с 1-й Западной армией она прикрывала границу России. Баг­ратион конечно же понимал, что Наполеон на­падет на Россию, и даже представил государю свой план отражения нападения. Но Алек­сандр I отклонил его предложение, и это чуть не погубило Россию. Когда грянула война, спасать страну пришлось полководцам. Багра­тион, проявив чудеса изобретательности, су­мел привести свою армию к Смоленску на со­единение с 1-й Западной армией. Из-за этого Наполеон не смог выполнить свой первона­чальный замысел — громить русские армии по отдельности. Более того, русский генерал, мастер арьергардного боя, отступая, сумел рассеять и уничтожить несколько крупных войсковых соединений французов. Соединив­шись с 1-й Западной армией Барклая-де-Толли, русские начали отступать к Бородинскому полю. Горячий нравом Багратион все время настаивал на генеральном сражении, но вы­держанный Барклай-де-Толли сдержал его по­рывы. Поэтому Багратион с радостью привет­ствовал назначение Кутузова главнокоманду­ющим и восторженно принял решение о Боро­динском сражении.

Его армию поставили на левом фланге, где французы сосредоточили основные силы для прорыва. 24 августа 1812 г. армия Багратио­на, неся чудовищные потери, долго удержива­ла Шевардинский редут, что дало возмож­ность русской армии закрепиться на своих по­зициях. После этого русские подразделения отошли на знаменитый рубеж обороны, на­званный Багратионовыми флешами. Во время боя они несколько раз переходили из рук в ру­ки. Наполеон требовал от своих военачальни­ков во что бы то ни стало взять эти укрепле­ния. В одном из штурмов против 18 тысяч рус­ских с 300 орудиями действовало 45 тысяч французов при поддержке 400 пушек. 26 авгу­ста Багратион был тяжело ранен осколком в ногу. Но, истекая кровью, он продолжал оста­ваться в седле. С поля боя его увезли в имение, где он вскоре и скончался. Впоследствии прах генерала был захоронен на Бородинском поле.
Петр Иванович Багратион, достойный уче­ник Суворова, прославился как мастер манев­ра, великолепно владеющий методами арьер­гардного и авангардного боя. Его вклад в побе­ду над армией Наполеона неоценим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.